Собственный сайт за 1 минуту
Бизнес цитата: Половина того, что отделяет успешных предпринимателей от неудачников — это настойчивость.
23 Ноября

Духовно-нравственное воспитание школьников

 Классный час   для учащихся  5 класса

 Путь к добру - через храм            

 Формы организации

Групповая, коллективная, индивидуальная

Методы

Словесные, наглядные

Используемые  педагогические технологии

Информационные, личностно-ориентированные,технология свободного  выбора, технология работы с трудными детьми.

 Ожидаемые результаты

    Установка на здоровый образ жизни,позитивный настрой на  проведение  мероприятий  духовно – нравственного характера

     Культура поведения в  храме, церкви и в общественных  местах.

     Знание и понимание учащимися истоков отечественной материальной и духовной культуры, умение жить по законам гармонии и красоты.

      Ведение здорового образа жизни, физическое развитие и стремление к физическому самосовершенствованию, отсутствие вредных привычек, отношение к духовному и физическому здоровью как к важной личной и общественной ценности, экологической культуре.

    Цели и задачи

Формирование основополагающих принципов нравственности на основе православных, культурно-исторических традиций России, культуры поведения школьников в общественных  местах.

Способствовать

 Развитию личности школьника  с высокими духовно-нравственными  качествами 

Воспитанию  чувства  ответственности  за  свои поступки

Раскрытию определяющей роли Православия в становлении культурных и духовно-нравственных традиций русского народа.

                                             Принципы

1.        Учет возрастных  особенностей

2.        Принцип сотрудничества.

3.        Личностно-ориентированный подход.

4.        Деятельностный подход.

5.        Принцип  природосообразности.

              Оборудование

Компьютер,   проектор, библия, эскизы, фотографии

                                                План

1. Организационный  этап

2. Определение цели занятия

3. Изучение   материала

4.Закрепление

 Предварительно  проводилась беседа с некоторыми учениками, которые  довольно часто  посещают  церковь. Им предлагалось подготовить  небольшой рассказ о том,  какие правила надо соблюдать   в храмах,  какой должна быть одежда,  как  вести себя  во время службы.

                                              Ход занятия

- Учитель:

     Наше  сегодняшнее   занятие  посвящается  формированию духовно – нравственных качеств. Что это такое, узнаем  чуть позже, а пока  скажите,  кем бы вы хотели стать, когда вырастите?

-Хорошо,  желания  и  мечты  у вас  у всех  разные , а   у  некоторых  они  остаются  неизменными.  Несколько  лет  назад  в  своих  портфолио    вы уже   писали  о планах  на будущее.  И мне приятно, что   некоторые  ученики    прилагают  все усилия для того, чтобы   осуществить  свои  мечты.

-   Скажите, пожалуйста, а  какими людьми вы  хотите  быть?

- Что  нужно   делать для того, чтобы  стать  добрыми, честными, порядочными, здоровыми и сильными?   ( высказывания  детьми   своих соображений)

-Чтобы стать здоровыми  и сильными нужно   заниматься спортом, вести здоровый образ жизни, правильно  питаться,  соблюдать  режим дня,  не поддаваться вредным  привычкам.

- Чтобы стать умными и мудрыми   надо много читать, добросовестно учиться,  выполнять  сложные задачи и упражнения и, конечно,  прислушиваться к советам  старших.

-Для того, чтобы  стать  честными, порядочными , ответственными  людьми  надо очень много   над собой  трудиться, заниматься  самовоспитанием, т.е. надо  учиться  воспитывать  самих  себя. Это  не так уж просто.  Необходимо  заставлять  себя делать  что-то  важное, если даже   вам этого не хочется.  Надо  стремиться  побороть в себе  лень,  нежелание  трудиться, воспитывать и закаливать  свою силу воли.

-Вы сказали, что  хотите  стать  еще   и богатыми. А что вы понимаете под  словом  « богатство»?   ( заслушивание ответов учащихся)

- Богатство бывает  материальное  и  духовное. Очень хорошо, когда человек  не испытывает нужды  в  пище, одежде, живет в достатке. Но  разве одного материальных благ  будет достаточно для полноценной ,  нормальной жизни?. 

-Конечно, нет.  Наряду с множеством  потребностей ( в пище, одежде,  в учении, общении с людьми,  медицинском обслуживании,  в  безопасности  и т.д).  есть еще  одна  очень важная потребность  - духовное обогащение  личности.

 Что   подразумевается под  выражением  « духовное богатство?»

  Духовность  - это  проявление  лучших человеческих качеств  , а точнее –  светлой стороны, ориентированной на доброту, любовь, истину, уважение к другим людям, сострадание  и сочувствие. К  духовным качествам   относятся также великодушие, совестливость,  внимательность

 Человек должен приобщаться к  культуре, искусству,  посещать  музеи, храмы. Он должен  любить  природу, потому, что  сам является частью природы  и  заботиться   о  ее  состоянии.

- Скажите,  кому из вас приходилось бывать  в  Санаксарском монастыре,  Дивеевском соборе или  просто  в   обычной сельской церкви?

- Вы посещали их  добровольно  или вас  заставляли   старшие, родители или бабушки, дедушки?

- Вам понравилось   там ?

- Какое  впечатление  произвело на  вас церковное пение?

- Вы обратили внимание  на поведение людей ( прихожан) в   храме?

 (  Рассказ  учащихся о культуре  прихожан,  внешнем виде, о  правилах  поведения  и т.д.)

- Конечно, они ведут себя  в храмах  тихо, культурно,  смиренно. Никто  не  шумит, не кричит, не  толкается, не суетится. Все   внимательно слушают   и  молятся. Именно  так  надо  всегда вести себя   в  храме. Но   быть культурными  и вежливыми  мы обязаны  быть  всегда и везде, потому, что   именно   по   поведению,  по  поступкам   судят о  человеке. Вы  чувствовали разницу в  своем   душевном состоянии до  и после посещения храма  или  нет?    Попробуйте  описать  те чувства, которые  вы испытывали   при выходе из храма.

- Правильно,  на душе становиться легко и спокойно. Чувствуется особое  состояние – умиротворение. После причастия происходит   очищение души, появляется желание  быть  добрее, лучше,   внимательнее и  терпимее к окружающим. Люди  обогащаются духовно, слушая   хоровое церковное пение и    проповеди священника.

- Скажите, какие  заповеди божьи   вы знаете?

-Где  они записаны?

 -Кто – нибудь  из вас  читал библию?

- Существует  специальная  детская библия, которая красиво оформлена ,  очень легко читается и запоминается. Она учит  детей  мудрости , добру,  послушанию  и  культуре.   ( Демонстрация книги).

Если  хотите,  мы  вместе     почитаем  некоторые   главы,   притчи, которые, наверняка, будут  очень полезны для вас. ( Приложение № 1)

                                   Закрепление

                    (Фронтальная беседа).

1.  Что  мы  сегодня  изучали?

2. Что  такое самовоспитание?

3. Какие   2 важные потребности   испытывает человек?

4. Зачем  надо посещать храмы?

-Скажите , какие  религиозные праздники вы знаете?.  К какому празднику  сейчас готовятся   все  люди?

 А  теперь   на листочках, которые  вам раздали дежурные,  напишите

 1.  Хотели  бы вы продолжить   занятия  по духовно – нравственному воспитанию  или нет?

2. Что  именно  вы хотели  бы  узнать  на  следующих занятиях?

- В таком случае,  можно записать в нашем уставе класса:

 Будем  воспитывать в себе  духовно – нравственные качества.

-  Наше занятие  подходит к концу, и я надеюсь, что   мы  начнем  развивать в себе  сдержанность, силу воли,  доброту, честность и  послушание, культуру поведения в общественных местах,  умение заботиться  о  природе и  о близких  нам  людях.  Будем учиться воспитывать  самих себя.  В  библии    есть  золотое правило, которое нужно   постоянно помнить и  соблюдать ( слайд)

                                 ( приложение № 2)

   На  следующем занятии   мы поговори  о Пасхе  и  узнаем   об этом празднике  много интересного. В  этот  день принято  дарить  друг другу   подарки, чаще всего – это   расписанные яйца.   Дома  вы  можете  приготовить  небольшие пасхальные сувениры  для  родных и близких вам людей.  Вариантов  очень  много – ( демонстрация  эскизов, фотографий.)  Все  зависит от вашей фантазии и желания сделать   людям приятное.

                                       Литература

  1. А. Лавров. Записки по предмету  закона Божия, РПО «Полиграфкнига».:  Киев, 1993, 264 с.
  2. Б.Арапович и В. Маттелмяки.  Детская библия,  Российское библейское общество:  М.1993 г, 542 с.
  3. В.  Сидоров. Первые шаги в православном  храме,  Столица: М.1991 г, 29 с.

                                                  

905