Духовно-нравственное воспитание школьников
Классный час для учащихся 5 класса
Путь к добру - через храм
Формы организации
Групповая, коллективная, индивидуальная
Методы
Словесные, наглядные
Используемые педагогические технологии
Информационные, личностно-ориентированные,технология свободного выбора, технология работы с трудными детьми.
Ожидаемые результаты
Установка на здоровый образ жизни,позитивный настрой на проведение мероприятий духовно – нравственного характера
Культура поведения в храме, церкви и в общественных местах.
Знание и понимание учащимися истоков отечественной материальной и духовной культуры, умение жить по законам гармонии и красоты.
Ведение здорового образа жизни, физическое развитие и стремление к физическому самосовершенствованию, отсутствие вредных привычек, отношение к духовному и физическому здоровью как к важной личной и общественной ценности, экологической культуре.
Цели и задачи
Формирование основополагающих принципов нравственности на основе православных, культурно-исторических традиций России, культуры поведения школьников в общественных местах.
Способствовать
Развитию личности школьника с высокими духовно-нравственными качествами
Воспитанию чувства ответственности за свои поступки
Раскрытию определяющей роли Православия в становлении культурных и духовно-нравственных традиций русского народа.
Принципы
1. Учет возрастных особенностей
2. Принцип сотрудничества.
3. Личностно-ориентированный подход.
4. Деятельностный подход.
5. Принцип природосообразности.
Оборудование
Компьютер, проектор, библия, эскизы, фотографии
План
1. Организационный этап
2. Определение цели занятия
3. Изучение материала
4.Закрепление
Предварительно проводилась беседа с некоторыми учениками, которые довольно часто посещают церковь. Им предлагалось подготовить небольшой рассказ о том, какие правила надо соблюдать в храмах, какой должна быть одежда, как вести себя во время службы.
Ход занятия
- Учитель:
Наше сегодняшнее занятие посвящается формированию духовно – нравственных качеств. Что это такое, узнаем чуть позже, а пока скажите, кем бы вы хотели стать, когда вырастите?
-Хорошо, желания и мечты у вас у всех разные , а у некоторых они остаются неизменными. Несколько лет назад в своих портфолио вы уже писали о планах на будущее. И мне приятно, что некоторые ученики прилагают все усилия для того, чтобы осуществить свои мечты.
- Скажите, пожалуйста, а какими людьми вы хотите быть?
- Что нужно делать для того, чтобы стать добрыми, честными, порядочными, здоровыми и сильными? ( высказывания детьми своих соображений)
-Чтобы стать здоровыми и сильными нужно заниматься спортом, вести здоровый образ жизни, правильно питаться, соблюдать режим дня, не поддаваться вредным привычкам.
- Чтобы стать умными и мудрыми надо много читать, добросовестно учиться, выполнять сложные задачи и упражнения и, конечно, прислушиваться к советам старших.
-Для того, чтобы стать честными, порядочными , ответственными людьми надо очень много над собой трудиться, заниматься самовоспитанием, т.е. надо учиться воспитывать самих себя. Это не так уж просто. Необходимо заставлять себя делать что-то важное, если даже вам этого не хочется. Надо стремиться побороть в себе лень, нежелание трудиться, воспитывать и закаливать свою силу воли.
-Вы сказали, что хотите стать еще и богатыми. А что вы понимаете под словом « богатство»? ( заслушивание ответов учащихся)
- Богатство бывает материальное и духовное. Очень хорошо, когда человек не испытывает нужды в пище, одежде, живет в достатке. Но разве одного материальных благ будет достаточно для полноценной , нормальной жизни?.
-Конечно, нет. Наряду с множеством потребностей ( в пище, одежде, в учении, общении с людьми, медицинском обслуживании, в безопасности и т.д). есть еще одна очень важная потребность - духовное обогащение личности.
Что подразумевается под выражением « духовное богатство?»
Духовность - это проявление лучших человеческих качеств , а точнее – светлой стороны, ориентированной на доброту, любовь, истину, уважение к другим людям, сострадание и сочувствие. К духовным качествам относятся также великодушие, совестливость, внимательность
Человек должен приобщаться к культуре, искусству, посещать музеи, храмы. Он должен любить природу, потому, что сам является частью природы и заботиться о ее состоянии.
- Скажите, кому из вас приходилось бывать в Санаксарском монастыре, Дивеевском соборе или просто в обычной сельской церкви?
- Вы посещали их добровольно или вас заставляли старшие, родители или бабушки, дедушки?
- Вам понравилось там ?
- Какое впечатление произвело на вас церковное пение?
- Вы обратили внимание на поведение людей ( прихожан) в храме?
( Рассказ учащихся о культуре прихожан, внешнем виде, о правилах поведения и т.д.)
- Конечно, они ведут себя в храмах тихо, культурно, смиренно. Никто не шумит, не кричит, не толкается, не суетится. Все внимательно слушают и молятся. Именно так надо всегда вести себя в храме. Но быть культурными и вежливыми мы обязаны быть всегда и везде, потому, что именно по поведению, по поступкам судят о человеке. Вы чувствовали разницу в своем душевном состоянии до и после посещения храма или нет? Попробуйте описать те чувства, которые вы испытывали при выходе из храма.
- Правильно, на душе становиться легко и спокойно. Чувствуется особое состояние – умиротворение. После причастия происходит очищение души, появляется желание быть добрее, лучше, внимательнее и терпимее к окружающим. Люди обогащаются духовно, слушая хоровое церковное пение и проповеди священника.
- Скажите, какие заповеди божьи вы знаете?
-Где они записаны?
-Кто – нибудь из вас читал библию?
- Существует специальная детская библия, которая красиво оформлена , очень легко читается и запоминается. Она учит детей мудрости , добру, послушанию и культуре. ( Демонстрация книги).
Если хотите, мы вместе почитаем некоторые главы, притчи, которые, наверняка, будут очень полезны для вас. ( Приложение № 1)
Закрепление
(Фронтальная беседа).
1. Что мы сегодня изучали?
2. Что такое самовоспитание?
3. Какие 2 важные потребности испытывает человек?
4. Зачем надо посещать храмы?
-Скажите , какие религиозные праздники вы знаете?. К какому празднику сейчас готовятся все люди?
А теперь на листочках, которые вам раздали дежурные, напишите
1. Хотели бы вы продолжить занятия по духовно – нравственному воспитанию или нет?
2. Что именно вы хотели бы узнать на следующих занятиях?
- В таком случае, можно записать в нашем уставе класса:
Будем воспитывать в себе духовно – нравственные качества.
- Наше занятие подходит к концу, и я надеюсь, что мы начнем развивать в себе сдержанность, силу воли, доброту, честность и послушание, культуру поведения в общественных местах, умение заботиться о природе и о близких нам людях. Будем учиться воспитывать самих себя. В библии есть золотое правило, которое нужно постоянно помнить и соблюдать ( слайд)
( приложение № 2)
На следующем занятии мы поговори о Пасхе и узнаем об этом празднике много интересного. В этот день принято дарить друг другу подарки, чаще всего – это расписанные яйца. Дома вы можете приготовить небольшие пасхальные сувениры для родных и близких вам людей. Вариантов очень много – ( демонстрация эскизов, фотографий.) Все зависит от вашей фантазии и желания сделать людям приятное.
Литература
- А. Лавров. Записки по предмету закона Божия, РПО «Полиграфкнига».: Киев, 1993, 264 с.
- Б.Арапович и В. Маттелмяки. Детская библия, Российское библейское общество: М.1993 г, 542 с.
- В. Сидоров. Первые шаги в православном храме, Столица: М.1991 г, 29 с.