Собственный сайт за минуту!
Бизнес цитата: Половина того, что отделяет успешных предпринимателей от неудачников — это настойчивость.
29 Декабря

Эколого-краеведческие аспекты изучения химии и технологии как фактор реализации ФГОС

  Образовательные  организации   Нижегородской области  на ступени основного общего   образования   первый год  работают  по  новым Федеральным Государственным образовательным стандартам, которые предъявляют  высокие  требования к  качеству  и условиям осуществления образовательного процесса.

   Для каждого учебного предмета программой  четко определены задачи, соответствующие   стандартам нового поколения.   Школьный предмет - технология является  интегрированной  наукой, которая  базируется на  знаниях и умениях многих  других   школьных дисциплин. 

   Рассмотрим один из способов   реализации  ФГОС, протекающий   на стыке  двух  учебных предметов: технологии и химии.    Химия изучается  в школе значительно позднее, чем  технология,  следовательно, она будет опираться  на знания обучающихся, полученные   на уроках  технологии.  В данном случае  целесообразно построить   процесс обучения  и воспитания на  краеведческом принципе и принципе экологизации   школьных предметов. В  программе по технологии авторы (Н.В.Синица, П.С. Самородский) одним и из личностных результатов является -  формирование основ экологической  культуры, соответствующей  современному уровню экологического мышления; бережное отношение к  природным и хозяйственным  ресурсам. [4, с.12]. В результате  изучения технологии  обучающиеся ознакомятся  с  экологическими требованиями к технологиям и  социальными последствиями применения технологий.  К концу  изучения  курса химии 9  класса  учащиеся должны признавать ценность здоровья (своего  и  других людей) , проявлять экологическое сознание, любознательность  в изучении мира веществ и реакций. [1, с.61]

  Образование  подразумевает  не только обучение, но и воспитание  подрастающего поколения. В концепции духовно-нравственного  развития и воспитания личности гражданина России   ключевая   роль отводится   духовно- нравственному развитию и воспитанию школьников,  которое  неотделимо от семьи,  от жизни в обществе, от культуры и  традиций своего  народа.

   Нижегородская область  издавна славится  народными промыслами и ремеслами, связанными с  использованием  лиственных деревьев.  Изучение   ремесел и  технологических процессов  изготовления   деревянных изделий -  хороший материал для формирования  технологических знаний школьников  и знаний о практическом применении различных химических веществ в  данном производстве.

     В моей  рабочей программе  курса  технологии 7 класса  отводится  несколько часов  на  изучение  темы  «Ремесло родного края», где  обучающиеся знакомятся  с историей зарождения ремесла, особенностями Полх-майданской росписи, профессиями, технологическими процессами  изготовления  сувениров.  На  одном из уроков  рассматриваются  лакокрасочные  материалы и экологические проблемы, связанные  с  этим  традиционным промыслом.

     До учащихся доводится  информация о том, что любое производство сопровождается  высвобождением побочных продуктов, часто не находящих  дальнейшего применения. Изготовление  деревянных сувениров  тоже   влечет за собой  образование  отходов  технологического производства.  К ним относятся   деревянная стружка, образующаяся в результате  токарной обработки  дерева, опилки,   ветки  деревьев, лыко. Все  они состоят  из  химического  органического вещества – целлюлозы.  (которая  будет изучаться в курсе химии 9 класса)

   В процессе изготовления   игрушек  образуется  много мелкой  древесной пыли, которая  негативно  воздействует на  дыхательную систему  человека.  Воздействие древесной пыли может привести к различным заболеваниям органов дыхания, кожных покровов и глаз. Длительное нахождение в воздушной среде, содержащей древесную пыль, может привести к развитию  легочных заболеваний и пылевого бронхита. Следует отметить, что древесная пыль в определенных условиях способна воспламеняться и взрываться. В процессе работы  следует использовать  индивидуальные средства защиты: респираторы, элементарные ватно-марлевые повязки,  защитные очки. 

   Особенно в больших количествах  скапливается стружка. В целях избежания экологического загрязнения окружающей среды ее нужно утилизировать. Чаще всего  её используют   в качестве  постилочного материала для  домашних животных  или просто  сжигают. В результате  сжигания  образуется вода  и углекислый газ – хранитель  тепла,  который  относится к  группе   парниковых газов, вызывающих общее потепление  на планете.    Некоторые  жители  посыпают  стружкой  дорожки  между грядками в огородах, что препятствует   росту  сорняков. В этом  случае происходит  естественное  разложение целлюлозы (процесс  гниения - медленного  окисления   т.е. химическая реакция). В курсе химии 8 класса  учащиеся  могут называть процесс  гниения  как один из примеров  химических  реакций.

    Художницам приходится иметь  дело с  различными  лакокрасочными материалами, обладающими  токсичными свойствами. К  ним  относятся  анилиновые красители, органические  растворители:  ацетон, изопропиловый спирт,  лаки. В  помещении, в котором  происходит  процесс   росписи   сувениров и покрытия их лаком,  скапливаются  пары, угнетающие центральную нервную систему  и вызывающие  общую слабость человека, поэтому работать с ними следует в отдельных хорошо вентилируемых помещениях, избегая длительного пребывания в атмосфере их испарений. В  противном случае  возможно отравление.

     Анилиновые красители  растворяют  в  спиртах: этиловом или  изопропиловом.  Чаще  всего используется  разбавленный  этанол, который  оказывает  наркотическое действие;  а денатурированный спирт действует на кожу и способен при попадании внутрь  вызвать   сильное отравление.   Изопропиловый спирт  (ИПС) - оказывает  наркотическое и  раздражающее действие паров на слизистые оболочки глаз, верхних дыхательных путей и  на кожу.   Ацетон поражает все отделы центральной нервной системы. сильно раздражает слизистую оболочку  глаз.Отравление может наступить при вдыхании паров ацетона и при приеме  его внутрь. При приеме ацетона внутрь появляются тошнота, рвота, боли в животе, при значительном количестве принятого ацетона человек достаточно быстро теряет сознание. Смерть может наступить уже через 6-12 часов после употребления. На самочувствие человека может влиять длительность воздействия паров ацетона на организм.

   Нужно помнить, что анилин является сильным ядом, поэтому и краски, изготовленные на его основе, также небезопасны.  Они  могут вызывать  у  человека   повышенную потливость рук, различного рода диффузные заболевания кожи (экземы, дерматиты)  При работе с  анилиновым порошком нельзя вдыхать микрочастицы вещества. К сожалению,  далеко не все  художницы знают об этом.     

    Современное  кустарное производство  сувениров  не позволяет использовать  сырье на  все 100 %, поэтому  всегда приходится  сырья  тратить  больше, чем  это изделие весит в готовом виде.  Следовательно,  вырубаются деревья,    что  также  влияет на  экологическое состояние региона.  Вырубка  лесов  приводит к сокращению  пищевых ресурсов для его обитателей,  сокращению их численности.

   На уроках  можно использовать  натуральные образцы  химических веществ,  презентации, рефераты, тесты,  задания  экологического содержания.  Данный  материал, преобразованный в виде  таблиц, схем, кластеров   позволяет  формировать  универсальные учебные действия обучающихся.

   Знания, полученные учащихся 7 класса, ( которые психологически готовы к восприятию несложного  химического материала), при  регулярном повторении сохраняются в памяти,  что позволяет  в дальнейшем   строить  уроки химии с  опорой на них. Эти знания  будут   использоваться  в процессе   изучения  тем:  правила  техники безопасности на уроках  химии;  ацетон; крахмал, его свойства и применение;    спирты и  анилиновые красители и некоторых  других. Универсальные учебные действия, сформированные  в процессе  изучения  технологии на  эколого-краеведческом  материале «плавно перетекают» в другую  область  знаний.  Главное то, что  обучающиеся будут обладать знаниями об особенностях промысла своего края;  экологических проблемах, связанных с ним,  способах их решения и  о необходимости  соблюдения   правил  техники безопасности  на производстве и  в повседневной жизни.  Кроме того, они   донесут   свои знания до  родителей,  друзей и знакомых,  которые  имеют отношение  к  производству  деревянных  изделий.

60